Инклюзивное обучение в образовательных учреждениях является приоритетным по сравнению с обучением в специальном образовательном учреждении. Обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья без интеграции (на домашнем обучении или в специальном образовательном учреждении) может быть предложено лишь при невозможности создания специальных условий для интеграции или при выборе родителями (законными представителями) иных форм организации образовательного процесса. Интегрированное обучение в системе общего образования может осуществляться во всех образовательных учреждениях образовательной системы, если имеется возможность.
Доступная среда
Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям
с ограниченными возможностями здоровья в школе
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Обследование детей психолого-медико-педагогической комиссией осуществляется по письменному заявлению родителей (законных представителей). При наличии показаний для определения статуса «ребенок с ОВЗ» родителям рекомендуем своевременно пройти ПМПК. Необходимо помнить, что статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.
В качестве основной цели в области реализации права на образование детей-инвалидов и с ограниченными возможностями здоровья рассматривается создание условий для получения образования с учетом их психофизических особенностей, согласно Конституции РФ (ст. 43), Конвенции о правах инвалидов, Законом «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ №273- от 29.12.2012), нормам СанПиН. Для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в школе доступны формы получения образования:
- обучение совместно с другими обучающимися;
- индивидуальное обучение на дому.
А также в школе созданы специальные условия обучения — это условия обучения и воспитания, которые включают в себя:
- использование специальных образовательных программ, методов обучения;
- проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
- обеспечение доступа в здание школы;
- предоставление обучающемуся с ОВЗ психолого-педагогических, медицинских, социальных услуг, обеспечивающих адаптивную, безбарьерную среду обучения и жизнедеятельности.
Детям с ограниченными возможностями здоровья
Частью 16 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплено понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - лицо, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
МОУ «СОШ №33» предоставляет следующие условия обучения для детей с ОВЗ:
- Использование адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП). Реализация общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей;
- Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям лиц с ОВЗ предоставляются при работе с официальным сайтом школы и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих;
- Проведение комплексной диагностики особых потребностей, возможностей, способностей ребенка и анализ результатов;
- Отслеживание динамики развития ребенка с ОВЗ, проведение коррекционных занятий;
- Консультирование педагогом-психологом, социальным педагогом родителей обучающихся с ОВЗ, а также оказание методической помощи педагогам гимназии;
- Обеспечение доступа в здания школы инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в рамках проекта «Доступная среда».
В школе оборудован кабинет логопеда. Имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника, документ-камеры. Учебные кабинеты школы не имеют специального оборудования для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.
Для проведения практических занятий в школе функционируют кабинеты, залы, мастерские, в которых ведущая роль отводится практическим работам, экскурсиям, тренировочным занятиям. Для обучающихся-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями организован свободный доступ к местам занятий.
В школе функционирует библиотека, общий фонд которой составляет 33255 экземпляров, в том числе учебников 32681. Объем учебных изданий, рекомендованных Министерством просвещения России для использования в образовательном процессе, составляет 100% учебной литературы. Информационно-библиотечный центр школы поддерживает и обеспечивает образовательный процесс, выполняет образовательную, информационную и культурную функции.
Доступ в библиотеку для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, передвигающихся на колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата, для лиц с нарушениями слуха, с нарушениями зрения, с нарушениями умственного развития – доступ в библиотеку не ограничен.
В инфраструктуру школы входит физкультурно-спортивная зона, включающая в себя школьный стадион, площадки для занятий баскетболом, волейболом, хоккейную коробку (в зимний период). Имеются кабинет ЛФК, 2 спортивных зала для проведения уроков по физической культуре, соревнований, занятий спортивных секций.
Для обучающихся-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями организован свободный доступ к местам занятий.
В образовательном учреждении используются следующие средства обучения и воспитания:
Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, атласы, рабочие тетради и т.д.).
Визуальные (зрительные): таблицы по учебным предметам; карты по истории и географии; модели, муляжи, макеты по биологии, географии, математике, физике, начальным классам; натуральные объекты (на уроке биологии)., портреты художников и композиторов.
Механические визуальные приборы: микроскоп. Аудиовизуальные (зрительно-слуховые): образовательные видеофильмы, учебные фильмы, презентации.
Средства, автоматизирующие процесс обучения: компьютеры, проекторы, принтеры. Спортивное оборудование: мячи, скакалки, обручи, лыжи, спортивные снаряды. Традиционно в качестве средств воспитания рассматривают объекты материальной и духовной культуры, которые используют для решения воспитательных задач. Средства воспитания
- общение (непосредственное, опосредованное) в форме прямых контактов учителя и обучающегося и индивидуальных бесед;
-учение, когда учитель воздействует не на обучающегося, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться. Реализуется через классные часы, школьные праздники и мероприятия;
- труд осуществляется через дежурство по классу, выполнение трудовых поручений
- игра используется как в урочной так и во внеурочной деятельности, организуется в форме проведения разного рода игр: сюжетно-ролевые, спортивные, дидактические, соревновательные.
В здание школы обеспечен доступ детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в здания оборудованы пандусами. Имеются тактильные таблички со шрифтом Брайля с наименованием помещений здания.
В школе функционирует столовая. Обеденный зал в столовой на 194 посадочных места. Пищеблок школы осуществляет деятельность в полном объёме 5 дней в неделю – с понедельника по пятницу включительно. Для обучающихся предусматривается организация горячего питания по меню, согласованному с Роспотребнадзором.
Классные руководители сопровождают обучающихся в столовую. Столовая расположена на 1 этаже. Ширина дверного прохода при необходимости достаточна для прохода кресла-коляски совместно с обучающимися. Перед обеденным залом столовой оборудована зона, где расположены умывальники с подачей воды и сушилки для рук.
Здание школы оснащено противопожарной сигнализацией, информационными табло, необходимыми табличками и указателями с обеспечением визуальной и звуковой информацией для сигнализации об опасности.
Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в школе функционирует медицинский оздоровительный центр.
Медицинское обслуживание осуществляет – ГУЗ «Энгельсская детская поликлиника № 1».
В школе организовано психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Функционируют 2 кабинета педагога-психолога и кабинет логопеда. В кабинеты организован свободный доступ детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. В штате имеется педагог-дефектолог.
В школе возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий.
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом школы и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.
В школе создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию школьников в условиях информационного общества.
Информационная база школы оснащена электронной почтой, локальной сетью, выходом в Интернет, функционирует официальный сайт школы. В образовательном учреждении внедрен и функционирует электронный дневник и журнал.
Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в библиотеке на 1 этаже.
Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть Интернет действует система контент-фильтрации. Для обучающихся-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями имеются следующие технические средства обучения и воспитания: компьютерное оборудование (компьютеры, ноутбуки, интерактивные доски, веб-камеры, гарнитура, колонки акустические и т.п.).
Доступ к электронным образовательным ресурсам для всех участников образовательного процесса, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обеспечен.
Сведения о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуально использования для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья отсутствует.
Адаптированная рабочая программа по предмету «Физическая культура»
Информация о работе территориальной психолого-медико-педагогической комиссии
Официальный сайт Министерства социального развития Саратовской области